Статьи

Безграничная сила нетворкинга.


Ни об одном человеке нельзя сказать, что он сделал себя сам.    

На наше становление оказывают влияние тысячи других людей.

Каждый, кто сделал для нас доброе дело или высказал слово одобрения , внес свою лепту  в формирование  нашего характера и мыслей и способствовал нашему успеху.                                                                                                                                 Джордж Бертон Адамс  

  

Бизнес – это люди. И здесь многое зависит от нашего умения выстраивать взаимоотношения с теми людьми, которые принимают важные для нас решения.

Умение налаживать деловые контакты, строить «профессиональные сети», это и  естьнетворкинг (от англ. networking «построение сетей»).  В настоящее время это один из наиболее востребованных навыков. Потому что, люди, которые руководствуется нетворкингом при ведении дел, как правило, являются наиболее успешными.

 

Широкую популярность нетворкинг получил, после описания С. Милграмом феномена «тесного мира» . Он доказал, что сети контактов между людьми гораздо тесне и прочнее, чем об этом принято думать. Т. е. два человека, даже если они находятся в разных уголках мира, могут взаимодействовать максимум через шесть других людей. Позже феномен «тесного мира» был доказан математически.

Кроме того, М. Грановеттер в своем исследовании показал силу « слабых связей».

К таковым он отнес людей, с которыми мы лично не знакомы, но которые являются друзьями наших знакомых.  Данные исследования таковы: 80% респондентов получили работу благодаря «слабым связям», и лишь 20%  опрошенных использовали близкие знакомства.

 

Итак, нетворкинг -  это сеть деловых контактов, система взаимных связей, и   действует она как раз потому, что все её участники ощущают нужду друг в друге.

Например, вы обращаетесь  к своему знакомому с просьбой помочь вам в оформлении документов, он задействует своего знакомого и в течение нескольких дней ваш вопрос решается положительно. Однако, спустя некоторое время  этот ваш знакомый просит вас помочь устроить на работу своего приятеля. И вы помогаете, задействуя свои другие связи. Вот это  и есть взаимодействие по принципу нетворкинга.

Чем большему колличеству людей мы поможем, тем больше поддержки получим взамен. Это похоже на интернет. Чем больше людей получают к нему доступ и пользуются им, тем богаче и ценнее становится эта сеть.

 

Не стоит, однако, понимать нетворкинг как отношения типа «ты мне – я тебе», когда любое действие совершается с расчетом получить что-то взамен. У нетворкинга  есть своя философия, и если вы примете эту философию и возьмете её за основу вашей сети контактов, вы почувствуете безграничную силу нетворкинга.

Итак, фундаментальный принцип нетворкинга: хорошие дела порождают хорошие дела. Бескорыстная помощь другому – основа налаживания и укрепления связей.

Этот принцип активно используется в сказках. Помните сказку «Морозко». Главная героиня получила сундук с золотом и жениха в придачу за то,  что помогла Морозко по хозяйству. И её желание помочь было искренним. И за это своё искреннее желание и стремление помочь она и была вознаграждена. А её горе-сестрица руководствовалась корыстными целями, за что и получила сундук, правда не с золотом. А с воронами.
 «Сказка и бизнес, что может быть общего?» -  спросите вы.

К сожалению, вырастая, мы забываем, чему нас учат детские сказки. Мы предпочитаем жить по принципу «каждый сам за себя». Так почему же мы удивляемся и расстраиваемся, когда получаем отказ на просьбу о помощи, ведь, казалось бы, что для человека, к которому мы обратились за помощью, « это ничего не стоило». А теперь вспомните, как часто мы говорили «нет», потому что нам попросту не хотелось заморачиваться?
Вот и получается, что принципы доброго отношения к другим , которым нас учили сказки, актуальны  и в бизнес- реальности.


Настоящее построение сетей строится на доверии, искреннем желании и стремлении быть полезным для своего партнера, умении слушать и слышать собеседника, а также на умении инвестировать свой социальный капитал.

 

У каждого из нас есть родственники, друзья, знакомые, которые  образуют круг наших контактов. Но, как правило  информация о них  не структурирована, она  расположена хаотично и бессистемно. Используя психотехнологию  нетворкинга, мы сможем структурировать все наши контакты. Это позволит быстро находить и привлекать нужных людей для решения любой задачи. Бизнес-система, выстроенная таким образом, отличается большей эффективностью.

 

  Итак, сеть контактов имеет две основные характеристики:
1) позиционирование себя;

2) структурированная информация о тех, кто входит в эту сеть.

 

  Первое. Большое значение при завязывании контактов играет наша самопрезентация. От неё во многом зависит, насколько эффективным будет наше дальнейшее взаимодействие с новым знакомым. 90% первичных контактов приводят к развитию взаимоотношений между людьми в том случае, если при знакомстве собеседники получили информацию о том, какую пользу могут принести им их взаимоотношения.

Поэтому при  самопрезентации мы должны исходить из соображений полезности для других.

 

Расширяя сеть наших  контактов, мы повышаем её эффективность. Успехи любого из членов сети способствуют  нашему росту. Установление новых контактов необходимо для нашего дальнейшего продвижения и развития.
 

Я предлагаю вам технологию «УРОК», использование которой благотворно скажется на расширении круга контактов.

Аббревиатура «УРОК» происходит от названий этапов, последовательное прохождение которых приведет вас к желаемому результату. Итак:

У – установление визуального контакта;

Р – рукопожатие;

О - обмен   визитками;
К – коммуникация, ведение диалога.

Казалось бы, все знакомо, именно так мы и ведем себя в ситуации знакомства.

Но на каждом этапе есть множество нюансов, которые и определяют то, как сложатся наши отношения с новым знакомым.

Давайте по порядку.

 

Установление визуального контакта.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Если визуальный контакт не установлен, или его доля в общении слишком мала, то у нашего собеседника может сложиться впечатление,  что он не представляет для нас интереса, а является лишь «перевалочным пунктом», пока вы не встретите кого-то поинтереснее. А если  наш взгляд пристальный,  то наш собеседник, может расценить это как вызов или сигнал, что «у него что-то не в порядке»

В таком случае платформа для установления отношений будет потеряна. Визуальный контакт  - это средство взаимной регуляции процесса беседы. Время, уделяемое визуальному контакту, разнится от 28% до70%.


Рукопожатие.

Важный элемент в процессе общения. Через рукопожатие передается один из трех типов возможных взаимоотношений. Первое - превосходство: "Этот человек пытается оказывать на меня давление. Лучше быть с ним осторожнее". Второе - покорность, уступчивость: "Я могу оказывать давление на этого человека. Он будет делать так, как пожелаю". Третье - равенство: "Мне нравится этот человек. Мы с ним будем хорошо ладить". Эта информация передается неосознанно, но при определенной тренировке и целенаправленном применении того или иного рукопожатия можно оказать непосредственное влияние на исход нашей встречи с другими людьми.

 

Обмен визитными карточками

 Обмен визитками это часть нашей самопрезентации.  Здесь важно правильно подать и принять визитную карточку. 70 % людей, получая визитку, кладут её в карман, даже не взглянув на неё. Делают они это не осознанно, но таким образом производят впечатление невежливых людей.

Когда мы даем визитку важно показать  уверенность, открытость,  доброжелательность и готовность к сотрудничеству. Тогда наш собеседник отнесется к ней не как к кусочку бумаги, а как к ценной информации.


Коммуникация, ведение диалога.

Для того чтобы быть интересным собеседникам, важно уметь слушать. Больше всего люди любят говорить о себе, и самое приятное слово для нас  - наше имя. Во время беседы, нужно отдавать предпочтение личному обращению.

Если наш новый знакомый увидит в нас эрудированного, интересного собеседника, внимательного слушателя, то, наверняка  эта встреча окажется полезной для нас и нашего нового знакомого.

 

Нужно помнить одно из главных правил нетворкинга: «Каждый человек представляет ценность в нашей сети контактов» Помните про силу слабых связей.

 

В настоящее время можно поддерживать связь и заводить новые знакомства и  с помощью интернет-технологий (электронные письма, форумы, блоги, социальные сети, сайты для нетвокеров и др.). Использование компьютерных технологий может облегчить ведение электронной базы данных наших контактов. Люди пытаются найти новые пути использования техники для завязывания отношений доверия и дружбы. Такие отношения приобретают все большую ценность.

 

И вторая важная характеристика - структурированность вашей сети.

Для того, чтобы мы могли пользоваться сетью контактов, мы должны четко знать, кто входит в нашу сеть, и чем этот человек может быть полезен нам. Я предлагаю в первую очередь упорядочить уже имеющиеся у вас контакты.

Может, взглянув на старые знакомства под другим углом, вы откроете для себя новые возможности? Ведь, как  говорил Марсель Пруст: «Совершить открытие  - это не значит обнаружить новые земли, это значит взглянуть на старые земли по-новому».

 

Сейчас я кратко остановлюсь на возможностях структурирования сети контактов.

Всех людей, являющихся вашими деловыми контактами, можно разделить по трем основным признакам:

  • похожесть\непохожесть (насколько у вас много общих интересов);
  • цель вашего общения (видите ли вы в человеке личность или же вас интересует в первую очередь позиция, которую он занимает в обществе);
  • сила, с которой вы привязаны друг к другу (сила взаимного влияния).

При структурировании сети важно разделить людей, используя психологическую типологию.
Я предлагаю использовать психологическую типологию, разработанную на основе идей К. Г. Юнга, и разделить ваши контакты на четыре группы:

  • Мыслительный тип (для таких людей главное -  объективность и логика);
  • Чувствующий тип (прислушиваются в первую очередь к своим эмоциям и чувствам);
  • Решающий тип (для таких людей главное в любой деятельности – результат);
  • Воспринимающий тип (основное предпочтение - в любой деятельности важен процесс).

Знания психологических особенностей наших друзей и знакомых и умение использовать эту информацию для поддержания отношений с ними, обеспечит прочные связи нашей социальной сети. Это позволит добиваться новых результатов, откроет новые горизонты в профессиональном и личностном развитии.

 

 

Социологи делают удивительные открытия о силе социальных связей. Недавние исследования показывают, что люди, имеющие широкий круг друзей и знакомых, живут и сохраняют здоровье дольше. В местностях, где широко распространены социальные связи, лучше работают школы, снижается уровень преступности и наблюдается более высокий уровень экономического роста. Таким образом, установление взаимоотношений между людьми превращается уже не в просто карьерную стратегию, а все чаще рассматривается как один из самых эффективных путей для упрочения гражданского и социального здоровья.

 

 

Екатерина Лупарева, психолог, бизнес-тренер